Любой опытный юрист знает, что лингвистические исследования давно стали неотъемлемой частью судебного процесса (уголовного, гражданского, арбитражного): от определения в тексте скрытого смыслового содержания (как в документах, так и в текстах книг, песен и т.д.) до выявления признаков оскорбления чести и достоинства лица или компании.

  Любой опытный юрист знает, что лингвистические исследования давно стали неотъемлемой частью судебного процесса (уголовного, гражданского, арбитражного):

   от определения в тексте скрытого смыслового содержания (как в документах, так и в текстах книг, песен и т.д.) до выявления признаков оскорбления чести и достоинства лица или компании.

   Почему же в последнее время суды и следствие все чаще назначают не однородную лингвистическую, а комиссионную психолого-лингвистическую экспертизу?

   Итак, как известно, речь – это результат психической деятельности человека. И речь включает в себя не только слова с определенным семантическим (смысловым) содержанием, но и интонацию, выразительность, паузы, невербальные аспекты (мимика, жесты). 



   Более того, можно подобрать корректные и семантически нейтральные слова (с лингвистической точки зрения), но при этом фраза/текст будет оскорбительна в восприятии адресата (например, использование риторических вопросов в разговорной речи или слова-намеки, сравнения и др.), а все потому, что оскорбление – это чувство (как результат действия «оскорбить»), т.е. психологическое понятие, поэтому без психолога никак не обойтись. А в книгах, клипах, интервью, фильмах, рекламе присутствует еще и видеоряд – кто же его исследует, если лингвист изначально работает только с речью? Все это и исследуется в рамках психолого-лингвистической экспертизы.

психолингвистик консультирует клиента


   Давайте рассмотрим, когда необходимо проведение психолого-лингвистической экспертизы, а когда будет достаточно лингвистической.

   Приведем наиболее частые случаи:

+ при рассмотрении дел об оскорблении чести, достоинства и деловой репутации:

в рамках данных дел часто недостаточно установить смысловое содержание текста и наличие негативных высказываний в утвердительной форме. Необходимо также выявить, на формирование какого мнения направлен исследуемый текст, для чего необходимо исследование психологических особенностей текста/речи;


+ при рассмотрении дел об оскорблении чувств верующих:

оскорбление – субъективное чувство, что для одного является обычной шуткой, другим может быть воспринято как богохульство. В связи с чем необходимо привлечение психолога;


+ при рассмотрении дел о разжигании межнациональной розни:

у каждого народа своя культура и традиции, свое мировосприятие, поэтому, как и в предыдущем пункте, слова для разных лиц могут иметь разную семантику. Результатом разжигания розни обычно становится действие, основанное на крайне негативном чувстве, что и указывает на необходимость участия эксперта психолога;


+ при рассмотрении дел о доведении до самоубийства:

чаще относится к делам, связанным с несовершеннолетними лицами, особенности психического развития которых должны быть учтены при исследовании;


+ при рассмотрении дел, связанных с коррупционными преступлениями:

при исследовании текстов, полученных в рамках ОРД, часто нужно понять скрытое содержание, завуалированное под обычными, нейтральными словами, что в том числе можно установить в рамках психологического исследования особенностей взаимодействия, ролей участников диалога/полилога;


+ при рассмотрении дел, связанных с детско-родительскими отношениями:

достаточно «молодой» формат исследования, когда нет возможности исследовать ребенка, но имеются результаты речевой деятельности: аудио- и видеозаписи, переписка, материалы, исходя из которых можно установить и выявить особенности отношений между ребенком и родителем, мнение ребенка относительно своего места жительства или порядка общения с отдельно проживающим родителем, особенности взаимодействия родителя с ребенком и возможные факторы риска при их общении или проживании;


+ когда объект исследования содержит не только текст, но и визуальный ряд:

видеозаписи (фильмы, клипы, мультфильмы, интервью и др.), книги (изображения, картинки), публикации (в газете, Интернете), а также переписка (смайлы, аниме и др.). Визуальная составляющая обычно дополняет текстовую, но бывает, что только она и содержит искомые признаки;


+ когда имеется аудиоряд:

может содержаться в песнях, клипах, фильмах, интервью, аудиодиктовке (например, в Вотсап или Телеграм), аудиозаписях. Исследуется не только смысловая наполненность разговоров, но и особенности речи: состояние говорящего (взволновал или спокоен), темп речи, интонация, манера речи (может быть развязной или с проявлением уважения и др.) и т.д.;


+ когда необходимо установить лишь смысловое содержание текста:

например, спор связан с содержанием договора и его толкованием. Поскольку договор является официальным документом и не содержит в себе слов и фраз с двояким содержанием, отсутствует необходимость привлечения психолога;


+ при рассмотрении дел, связанных с товарным знаком (фирменным обозначением):

проводится так называемая нейминговая экспертиза, т.е. экспертиза наименований, в рамках которой сравниваются названия компаний. Поскольку исследование предполагает сравнение слов/фраз на фонетическом, графическом и семантическом уровнях, участие эксперта психолога не требуется.



Закажите бесплатную консультацию судебного психолингвиста!




Оставьте заявку и мы свяжемся с вами в ближайшее время, и ответим на все интересующие вопросы.
Оставить заявку