Супервизорская помощь психологам уголовно-исполнительной системы как одно из основных направлений профилактики профессионального выгорания

(Кулакова С.В.)

(«Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление», 2017, N 1)

Информация о публикации

Кулакова С.В. Супервизорская помощь психологам уголовно-исполнительной системы как одно из основных направлений профилактики профессионального выгорания // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2017.

N 1. С. 30 — 31.помощь

СУПЕРВИЗОРСКАЯ ПОМОЩЬ ПСИХОЛОГАМ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ

СИСТЕМЫ КАК ОДНО ИЗ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПРОФИЛАКТИКИ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

С.В. КУЛАКОВА

Кулакова Светлана Владимировна, начальник отдела Научно-исследовательского института ФСИН России, майор внутренней службы.

Статья посвящена описанию одного из основных направлений профилактики профессионального выгорания психологов уголовно-исполнительной системы России. Рассмотрены понятия супервизорского сопровождения как метода улучшения качества работы психолога, повышения его квалификации, а также профилактики влияния негативных сторон деятельности на личность специалиста.

Ключевые слова: профилактика, сотрудники, психологи, уголовно-исполнительная система, профессиональное выгорание, супервизорское сопровождение, повышение квалификации.

Supervisory Assistance to Penal Enforcement Psychologists as one of the Principles of Professional Burnout Prevention

S.V. Kulakova

Kulakova Svetlana V., Head of the Department of the Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Major of Internal Service.

The paper describes a single of the main areas of prevention of professional burnout psychologists criminal executive system of Russia. Considered by the notion supervizorskoy accompaniment as a method of improving the quality of work of the psychologist, enhance the their qualifications, as well as prevention of the impact of the negative sides of activity in the professional identity.

Key words: prevention, staff, psychologists, criminal-execution system, professional burnout, supervisor accompaniment, training.

        Одной из малоизученных проблем профессионального становления психологов уголовно-исполнительной системы (далее — УИС) является проблема профилактики негативного влияния деятельности на личность специалиста. В научных исследованиях отечественных пенитенциаристов этот вопрос периодически возникал, однако в основном рассматривалось влияние профессиональной деятельности на организм индивида и выполняемую им деятельность <1>, а психологический аспект, т.е. влияние профессиональной психологической деятельности в системе УИС в целом на личность и жизнь самого психолога оставался на периферии научного знания.


<1> Дебольский М.Г. Разработка профессиограммы психолога и ее использование при профотборе специалистов // Учебно-методические материалы для практических психологов. М.: Академия МВД России, 1996.

С. 39.

Изучая проблему профессионального выгорания (далее — ПВ) у психологов УИС, мы столкнулись с множеством не только организационных, но и субъективных факторов, осложняющих их деятельность и требующих особых ресурсов для их преодоления <2>. Если коротко охарактеризовать то, с чем приходится сталкиваться психологам в своей ежедневной деятельности, можно разделить все факторы на три группы. Объективные (организационные) — связаны с особыми условиями труда, спецификой профессионально-психологической подготовки и сопровождения психологов в процессе службы.

К субъективным следует отнести отсутствие реальных представлений об особенностях работы, недостаточную развитость профессионально важных качеств личности. Негативное влияние на личность психолога УИС оказывают также специфические факторы, такие как процесс взаимодействия с осужденными <3>, которые характеризуются психической неуравновешенностью, девиантным поведением, наличием различных аддикций.


<2> Кулакова С.В. Проявления синдрома профессионального выгорания у практикующих психологов // Юридическая психология. 2015.

N 2. С. 35 — 38.

<3> Дикопольцев Д.Е., Кулакова С.В., Фадеева К.Ф. О некоторых факторах, способствующих усвоению сотрудниками воспитательных колоний элементов криминальной субкультуры // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2015. N 3. С. 6 — 8.

Все эти и другие особенности становятся причиной возникновения психологической изоляции и постепенного отчуждения <4> психолога УИС от общества и коллег, возникновения и развития ПВ. Термин staff burn-out — «горение/выгорание сотрудников» был предложен Х.Дж. Фрайденбергером; по мнению исследователя, — это прекращение интереса, творчества, здорового любопытства, экспериментирования, энтузиазма — «нет огня в глазах» <5>.


помощь

<4> Федорова Е.М. Профессиональное отчуждение как деструкция профессиональной направленности личности сотрудников ФСИН России // Юридическая психология. 2015.

N 2. С. 33.

<5> Freudenberger Herbert J. Staff burn-out // Journal of Social Issues. 1974. Vol. 30.

No. 1. P. 159 — 160.

В 2014 г. ФКУ НИИ ФСИН России проведен масштабный экспертный опрос психологов всех территориальных органов ФСИН России по выявлению актуальных проблем, в исследовании приняли участие 2 229 пенитенциарных психологов (70% фактической численности психологов в УИС в 2014 г.).

По данным экспертного опроса, 37% психологов (815 человек) испытывают потребность в повышении квалификации в системе ФСИН России, 69% (1 535 человек) — во вневедомственных курсах повышения квалификации по отдельным психологическим методикам и технологиям. Руководство уголовно-исполнительной системы уделяет пристальное внимание данному направлению, так, в 2014 г. прошли курсы повышения квалификации 502 психолога — 15% (АППГ — 760; 17%).

В супервизорском сопровождении профессиональной деятельности нуждаются 24% (544 человека), и официально данное направление не имеет методического основания. Вместе с тем супервизия является общепризнанным методом повышения качества работы, квалификации и профилактики влияния негативных сторон деятельности специалистов в сфере помогающих профессий. Целями супервизии являются улучшение профессионально-значимых качеств, профилактика ПВ, а также повышение эффективности деятельности для того, чтобы клиенты могли получить лучшую помощь.

Основными мишенями супервизорского сопровождения психолога УИС станут развитие и формирование профессионального пенитенциарного мышления и сознания, поддержка автономности специалиста, обучение психологическим техникам, способность превращать уже имеющиеся знания, умения, навыки в реальную практику работы в УИС.

С целью профилактики ПВ необходимо обеспечение возможности прохождения супервизии в рамках Совета супервизоров, который мы предлагаем организовать в каждом территориальном органе ФСИН России из числа наиболее квалифицированных специалистов учреждений и отделов психологической службы. При установлении психологической службой ежемесячного графика прохождения обязательных индивидуальных и групповых супервизий, например одна индивидуальная или групповая супервизия в месяц, могут быть сняты барьеры для ее прохождения, так как психологи часто убеждены, что прохождение супервизии свидетельствует о некомпетентности, низком профессиональном уровне, и таким образом систематическое ее получение может их дискредитировать. Необходимость обязательного и регулярного прохождения супервизии поможет преодолеть все перечисленные и другие блокировки, а также будет способствовать постоянному вниманию к различным аспектам психокоррекционного процесса, и следовательно, развитию самоконтроля, навыков интроспекции и саморегуляции для последующего предъявления темы и цели супервизии.

Таким образом, супервизия как универсальная форма поддержки психологов позволит им сфокусированным взглядом посмотреть на свои трудности в работе с клиентами, а также разделить часть ответственности за свою работу с другим, как правило, более опытным профессионалом. Как утверждают П. Ховкинс, Р. Шохет <6>, супервизия может предоставить шанс подняться и оглядеться, шанс отказаться от легкого пути обвинения других — клиентов, коллег, службы, общества и даже самого себя, она может дать шанс начать поиск новых возможностей, открыть знания, рождающиеся из самых трудных ситуаций.


<6> Ховкинс П., Шохет Р. Супервизия. Индивидуальный, групповой и организационный подходы. СПб.: Речь, 2002.

С. 230.

Литература

  1. Дебольский М.Г. Разработка профессиограммы психолога и ее использование при профотборе специалистов // Учебно-методические материалы для практических психологов. М.: Академия МВД России, 1996. 39 с.

  2. Дикопольцев Д.Е., Фадеева К.Ф. О некоторых факторах, способствующих усвоению сотрудниками воспитательных колоний элементов криминальной субкультуры // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2015. N 3. С. 6 — 8.

  3. Кулакова С.В. Проявления синдрома профессионального выгорания у практикующих психологов // Юридическая психология. 2015.

N 2. С. 35 — 38.

  1. Федорова Е.М. Профессиональное отчуждение как деструкция профессиональной направленности личности сотрудников ФСИН России // Юридическая психология. 2015.

N 2. С. 33.

  1. Ховкинс П., Шохет Р. Супервизия. Индивидуальный, групповой и организационный подходы. СПб.: Речь, 2002.

С. 230.

  1. Freudenberger Herbert J. Staff burn-out // Journal of Social Issues. 1974. Vol. 30. No.

  2. P. 159 — 160.

Возврат к списку