Современное состояние профилактики алкоголизма в России.

   Профилактика алкоголизма остается одной из актуальных проблем в России. Согласно утвержденной Президентом РФ «Концепции общественной безопасности в Российской Федерации» (от 14.11.2013 г. № Пр-2685) профилактические меры обладают приоритетом по обеспечению общественной безопасности (Концепция общественной Безопасности в Российской Федерации. Утверждена Президентом РФ 14.11.2013 N Пр-2685).

Имеющиеся подходы к профилактике алкоголизма.

    В научной среде разработано достаточное количество практических решений в отношении профилактики алкоголизма и наркоманий. Так, например, существует эффективный научно обоснованный метод личностно-ориентированной профилактики заболеваний аддиктивного (аддикция = зависимость) профиля, названный «позитивная психодрама» (Москвитин П. Н., Цыганков Б. Д., Сирота Н. А.). Основным элементом данного метода является групповой тренинг, направленный на развитие способов совладения со стрессом незрелой личности подростка, что предполагает повышение эффективности поведенческих стратегий. 

   В учебном пособии «Профилактика наркомании и алкоголизма» за авторством д.м.н. Н.А. Сирота, д.м.н. В.М. Ялтонский подробно раскрыты, в том числе, психолого-педагогические программы и тренинги для первичной, вторичной и третичной видов профилактики. 

   Однако, на практике, на уровне амбулаторных и стационарных государственных наркологических служб первичная профилактика химических зависимостей представлена исключительно информационными обращениями для разных групп населения о вреде употребления ПАВ и алкоголя. Считается, что знания об опасности употребления данных веществ должны мотивировать человека на изменение своего поведения. 

Имеющиеся проблемы в профилактике алкоголизма.

   Подобный подход предполагает, что поведение человека базируется на здравомыслии и ответственности, в силу чего в сознании обывателя, в том числе за счет собственных волевых и мотивационных ресурсов, должны происходить стойкие изменения как минимум на уровне его копинг-стратегий (поведенческие стереотипы, компенсирующие стресс). В действительности же, информирование о вредных последствиях разных вариантов деструктивного поведения может приводить к положительным результатам лишь в изначально мотивированной аудитории. 

   Личности со стереотипами мышления и поведения на сохранение собственного здоровья с высокой вероятностью поддержат идею отказа от употребления алкоголя и ПАВ. 

Предпосылки формирования комплексной профилактики пьянства.

   В то же время, без соответствующих объемлющих личностных изменений (установки, убеждения, способствующие формированию здорового образа жизни) и социальных преобразований, в отсутствии административного ресурса, значительная часть взрослого населения демонстрирует невосприимчивость и, часто, сопротивление к различным предложениям и преобразованиям, направленным на повышение уровня культуры и качества жизни. Персональная инициатива и ответственность характерны для зрелой личности, в поведении которой проявляются такие навыки как целеустремленность, усидчивость, самомотивация, трудолюбие, самостоятельность и другие. 

Отмывание незаконно добытых денежных средств.

   Кроме того, в качестве профилактики химических аддикций наркологические службы на, так сказать, полулегальной основе, «добровольно-принудительно», проводят биохимическое тестирование школьников старших классов на выявление метаболитов наркотических веществ. Однако на практике подобные инновации обернулись крупнейшим коррупционным скандалом (Тест на мошенничество — Газета "Советская Россия" (sovross.ru)). То есть под предлогом «оздоравливания нации» ex-главным наркологом преследовался предельно корыстный коммерческий интерес. Попытка пролоббировать закон о всеобщем принудительном тестировании школьников на наркотики провалилась вследствие ареста Е.А. Брюна по подозрению в мошенничестве в особо крупном размере. С другой стороны, вне зависимости от факта выявленного мошенничества, поголовное тестирование школьников и демонстрация им «страшилок» о последствиях употребления психоактивных веществ вовсе не является профилактикой. 

   Простыми словами, качественная профилактика – это не когда «пугают и запрещают», а когда «самому не хочется», то есть когда вследствие целого ряда разработанных воспитательных, образовательных, социальных, медицинских и прочих программ у подростка ожидаемо формируются конкретные волевые, мировоззренческие и нравственные приобретения, оберегающие его, в том числе, от алкогольно-наркотического опыта. 

   С нашей точки зрения, в нынешнем виде термин «профилактика употребления алкоголя и наркотиков» по меньшей мере спекулятивен, действия, направленные на профилактику, дискредитированы и обесценены. На сегодняшний момент это просто слова, которые фактически не соотносятся ни с каким реальным процессом или полезными для общества объективными действиями… это имитация научной и социальной деятельности, и одновременно удобная тема для тиражирования бесчисленных и одновременно бесполезных в практике жизни наукообразных рекомендаций. В качестве подтверждения сказанному следует привести статистические данные – например, согласно публикуемым сведениям, «дети и подростки стали умирать от употребления наркотиков в 2,5 раза чаще за период с 2017 по 2022гг». Сегодня обществу, в период непростых событий в России и мире «профилактика на бумаге» не нужна – напротив, необходимы объемлющие государственные меры, в том числе пропаганда здорового образа жизни, на чем в августе 2022г акцентировал внимание президент РФ Владимир Владимирович Путин. 

   В то же время, к огромному сожалению, государственная наркологическая служба занята тем, как пополнить армию учетных пациентов и как подороже продать справку автолюбителю и бюджетнику, что не так давно в жесткой форме прокомментировал Президент РФ Путин Владимир Владимирович ("Это чушь какая-то". Путин прокомментировал возможный рост стоимости справок для водителей - ТАСС (tass.ru)).

Лукавство в профилактики

   Помимо этого, современная государственная наркологическая служба, финансируемая из государственного бюджета, уклоняется от пропаганды здорового трезвого образа жизни среди населения, одновременно внедряются, фактически, противоположные установки. Например, в СМИ встречаются следующие высказывания некоторых авторитетных врачей-наркологов: «Пить, в общем, надо с математической хитрецой. Чтобы и за новогодним застольем не перебрать суточный литраж, и за пару-тройку дней не превысить недельный предел» (нарколог Крупицкий Е.М.) (spb.kp.ru/online/news/1333261/); «Глинтвейн можно пить, только если совсем чуть-чуть, если вы действительно на морозе замерзли, как лечебное средство, а не как алкогольный продукт в большом количестве. В этом должна быть очень строгая мера» (iz.ru/815565/2018-11-23/glavnyi-psikhiatr-narkolog-minzdrava-nazval-glintvein-lekarstvom), «Наверное, нам надо обучать людей как пользоваться алкоголем» ria.ru/20091225/201386273.html) (ex-главный нарколог РФ Брюн Е.А., в настоящий момент под домашним арестом). Представлены статьи, в которых сотрудники государственной медицины рекомендуют определенные нормы употребления алкоголя: «ФГБУ «Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины» Минздрава России (ГНИЦПМ) рассчитало нормы потребления алкоголя для мужчин и женщин в неделю, которые в перспективе могут быть указаны на бутылках» (medrussia.org/5726-skolko-vypivat/). В информационной брошюре для населения «Об ответственном употреблении алкоголя» обозначены 10 подходов, среди которых присутствуют: «выбирайте качество, а не количество», «закусывайте», «не пейте залпом» и другие (aocmp.ru/media/mce_upload/news/ob-otvetstennom-upotreblenii-aleogolya.1444055965.pdf).

   С нашей точки зрения, подобные профессионально невежественные утверждения, оглашаемые через СМИ, оказывают бесструктурное управляющее воздействие (безадресная циркуляция распространяемой информации) на формирование соответствующего аддиктивного поведения в силу низкого психогигиенического уровня и предиспозиции к зависимостям значительной части населения. В то же время, в противовес приведенным высказываниям, согласно мнению министра здравоохранения РФ Михаила Альбертовича Мурашко, безопасный дозы алкоголя не существует. Кроме этого, ранее он же уточнял, что «именно направление по профилактике алкоголизма - это наиболее простой и эффективный метод сохранения здоровья».

Выводы и решения.

   Описанные выше проблемы, по нашему мнению, во многом обусловлены особенностями образовательных программ подготовки специалистов в сфере психиатрии-наркологии. Согласно российскому законодательству, специальность «психиатрия-наркология» является первичной переподготовкой на базе специальности «психиатрия». Фактически, в структуре сертификационного цикла подавляющее количество учебных часов отведено двум основным темам – прежде всего, освещаются вопросы общей психопатологии. Кроме того, изучаются особенности клинической картины алкогольной и наркотической зависимостей. Особое внимание уделяется различным аспектам воздействия на нервную и другие системы того или иного наркотика и алкоголя, подробно обсуждаются вопросы психических изменений в состоянии интоксикации, анализируются пагубные последствия хронического употребления наркотических веществ и алкоголя. 

   В результате, в процессе обучения детально рассматриваются психические и поведенческие расстройства вследствие аддиктивного поведения, но одновременно ускользают вопросы сущностного понимания алко- и наркотизма – собственно, «почему» и «зачем», с каким смысловым значением потребитель принимает ПАВ, и в дальнейшем стремится к повторным эпизодам одурманивания. Не будет ошибкой утверждать, что существующие образовательные программы базируются на феноменологическом подходе - детальное описание клинической картины заболевания превалирует над понимаем и объяснением сущности поведения аддикта. В результате, вектор терапевтического воздействия направлен непосредственно на симптоматику алко- и наркопотребления, но не на этиопатогенетические аспекты – в частности, на коррекцию копинг-стратегий, нейтрализацию внутренних конфликтов или психотравм, гармонизацию семейных отношений и прочее. 

   Данная статья не предполагает ревизию существующих образовательных программ, вместе с тем мы видим необходимость заострить внимание на том, что в структуре сертификационного цикла недостаточно актуализирована именно специфика лечения разнообразных аддикций, коих на сегодняшний момент, кроме хорошо изученных химических зависимостей, существует значительное количество нехимических – например, игровая, цифровая, пищевая и другие. Очевидно, что после описания клинических аспектов зависимого поведения необходимо освещение темы лечения. 

Однако, какими практическими знаниями располагает будущий нарколог помимо представлений в области психофармакотерапии и умения «снимать» абстинентный синдром? 

   Как результат, дефицитарность и формальность образовательных наркологических программ являются причиной крайне низкого качества государственных наркологических услуг. Кроме того, в предыдущих публикациях, например https://use.moscow/news/gde-i-kak-lechitsya-patsientu-/ , мы подробно освещали детали ненаучности государственной наркологической реабилитационной модели, основанной на внедрении концепции анонимных сообществ. 

   В итоге, в текущей картине наркологической помощи выявляются такие штрихи как: неоднозначность сертификационных программ, отсутствие медицинской психотерапевтической основы в государственных реабилитационных стратегиях и подмена их немедицинскими квазирелигиозными симуляциями, тестирование и запугивание школьников на наркотики вместо реальной профилактики употребления алкоголя и ПАВ, беспрецедентно высокая стоимость платных справок в диспансерах, отсутствие пропаганды трезвого здорового образа жизни и многое другое. 

   В таком случае, что это, если не диверсия в целой отрасли медицины?

   Продолжая тему профилактики, очевидно, что без разработки и внедрения соответствующих образовательных и воспитательных программ профилактическое направление работы в сфере наркологии не способно демонстрировать успешные результаты. Педагогическая некомпетентность родителей, учителей, педагогов и общества в целом должна рассматриваться как одна из основных причин таких социально значимых явлений, а не только заболеваний, как алкоголизм и наркомания. 


   Профилактика употребления алкоголя и ПАВ в условиях, когда государство не является заказчиком формирования трезвого образа жизни населения, в силу отсутствия психогигиенического воспитания детей и подростков, психообразования и психопрофилактики среди взрослого контингента, является имитационной или, в ряде случаев, имитационно-провокационной деятельностью. 

   Таким образом, в рамках государственной психообразовательной деятельности необходимо сформировать концептуальный подход, направленный, прежде всего, на изменение системы установок, убеждений, идеалов, формирование социокультурных и нравственно-психологических основ, что в совокупности позволило бы не только создать барьер, в том числе для эпизодических проб алкоголя и ПАВ молодежью, но и постепенно вытеснить, как бы идеалистично не звучало данное утверждение, феномен алко- и наркотизации из общественного сознания. 

   Для реализации данной задачи требуется проведение системной государственной стратегии, затрагивающей области не только здравоохранения, но и культуры и этики, направленной на пропаганду абсолютной трезвости по отношению ко всем видам ПАВ как безальтернативной нормы жизни. Подобная стратегия должна реализовываться, в том числе, посредством программ дошкольного и школьного образования и информационной политики в СМИ (через индустрию кино, мультипликацию, телевидение в целом, рекламу, интернет, музыкальную продукцию). Деятельность государственной наркологической службы вполне может быть встроена в данную многоэтапную и многокомпонентную стратегию.

Главный врач Учреждения судебной экспертизы города Москвы
кандидат медицинских наук
Майдан Алексей Витальевич

Возврат к списку