Аутизм - нейропсихическое нарушение развития, основными определяющими особенностями которого являются нарушения социализации, вербальной и невербальной коммуникации, повторяющееся (стереотипное) поведение, ограничение интересов и деятельности и в большинстве случаев отставание умственного развития.
Распространенность РАС составляет, по разным данным, от 7,5 случаев на 10 тыс. детей. С 60-х годов она увеличилась в 10 раз.
В большинстве случаев диагноз ставится после 3 лет (в среднем в 6 лет). Лишь 10% детей - при первом обращении. При этом установить характерные отклонения в развитии воз можно уже в 1,5-2 года. Между тем, выявление детей с аутиз мом и раннее интенсивное вмешательство приводит к лучшим результатам у большинства пациентов.
Этиология расстройств аутистического спектра
Этиология РАС до конца не изучена и не определена. В большинстве случаев речь идет о сочетании факторов, то есть о полиэтиологичности.
В возникновении у детей РАС имеют значение следующие факторы:
· наследственность: риск рождения второго ребенка с аутизмом от 10 до 20%; случаи РАС у однояйцовых близнецов, обусловленные высоким (86%) уровнем конкордантности при когнитивных расстройствах (включая аутистические);
· генетические нарушения;
· перинатальные факторы:
· прием антидепрессантов во время беременности, особенно в первые 3 месяца;
· дефицит питательных веществ на ранних сроках беременности, особенно недостаточное количество фолиевой кислоты;
· возраст матери (дети, рожденные от пожилых отцов также имеют более высокий риск аутизма);
· осложнения при или вскоре после рождения, в том числе очень низкий вес при рождении и неонатальная анемия;
· материнские инфекции во время беременности;
· воздействие химических загрязнителей, таких как металлы и пестициды, во время беременности;
· постнатальные вредности;
· органическое повреждение. У 7—14% пациентов с РАС наблюдаются эпилептические изменения на ЭЭГ, припадки.
Диагностические критерии РАС
1. Качественное нарушение социального взаимодействия (по меньшей мере 2 признака):
· недостаток использования невербального поведения, такого как взгляд, выражение лица, позы и жесты;
· неспособность вступать в отношения со сверстниками, соответствующие возрасту7;
· отсутствие потребности разделить радость, интересы или достижения с другими людьми (например, не показывает предметы, представляющие интерес для других людей);
· отсутствие социальной или эмоциональной отзывчивости, взаимности (нет реципрокных отношений).
2. Качественное нарушение в коммуникации (по крайней мере 1 из следующих признаков):
· задержка развития или полное отсутствие разговорного языка без попыток компенсации с помощью альтернативных способов общения, таких как жесты или мимика:
· неспособность инициировать или поддерживать разговор с другими при наличии адекватной речи;
· стереотипное и повторное использование речи или своеобразная речь;
· отсутствие спонтанной имитационной игры или социального подражания.
3. Повторяющиеся и стереотипные формы поведения, интересов и деятельности, о чем свидетельствует хотя бы 1 из следующих симптомов:
· охваченность одним или несколькими стереотипными видами деятельности, необычными по интенсивности или содержанию;
· компульсивное выполнение определенных, нефункциональных действий или ритуалов;
· стереотипы и повторяющиеся вычурные движения (на-пример, руками или пальцами, хлопанье или скручивание) или сложные телодвижения;
· постоянная поглощенность частями каких-либо объектов.
4. В возрасте от 0 до 3 лет задержки в развитии или ненормальное функционирование по крайней мере в одной из следующих сфер:
· социальном взаимодействии;
· речи, используемой в социальной коммуникации;
· символических или воображаемых играх.
О лечении аутизма можно узнать на https://www.autism-mmc.ru/testimonial/
Источник:
Портнова А.А., Милехина А.В., Насруллаев Ф.С., Серебровская О.В. Нарушения психического развития у детей раннего возраста: Методические рекомендации. - М.: ФГБУ “ФМИЦПН им. В.П. Сербского” Минздрава России.