Основные направления совершенствования подготовки современного военного психолога

(Мищенко И.Н.)

(«Право в Вооруженных Силах», 2014, N 5)

Информация о публикации

Мищенко И.Н. Основные направления совершенствования подготовки современного военного психолога // Право в Вооруженных Силах. 2014. N 5.

ПОДГОТОВКИ

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОДГОТОВКИ

СОВРЕМЕННОГО ВОЕННОГО ПСИХОЛОГА

И.Н. МИЩЕНКО

Мищенко И.Н., кандидат педагогических наук, доцент кафедры научных основ экстремальной психологии Московского городского психолого-педагогического университета.

Особенности развития современного общества, проводимая в государстве кампания по модернизации всех сторон жизни, постоянный рост различных проявлений терроризма, техногенных и природных катастроф создают предпосылки для возникновения напряженных условий в жизнедеятельности как общества в целом, так и, естественно, отдельных его личностей.

Такие условия прямо сказываются как на социальном статусе человека, так и на его психике: резко снизилось материальное благосостояние значительной части населения, увеличилось количество распавшихся семей, выросло число бездомных. Результат — увеличение количества потребления в обществе наркотиков, алкоголя, табакокурения, рост суицидов, что явилось основой ухудшения состояния физического и психического здоровья населения в целом.

Подтверждением вышесказанного могут выступить результаты исследования, проведенного учеными Нью-Йоркской медицинской академии в 2009 г. и опубликованные в Американском журнале эпидемиологии. Исследователи задавали вопросы о привычках американцев, касающихся потребления психоактивных веществ до и после 11 сентября 2001 г. Среди тех, кто курил, примерно 10% ответили, что стали курить больше. Среди тех, кто принимал алкоголь, более 20% ответили, что стали больше потреблять алкоголя.

И это США, страна с относительно устоявшимися государственными и людскими механизмами.

Материалы работы Социологического центра Вооруженных Сил Российской Федерации в войсках (силах) по изучению молодого пополнения, прибывшего для прохождения военной службы весной 2011 г. (молодые люди в возрасте 18 — 21 год, а это будущее российского общества), свидетельствуют, что 68% призывников постоянно курят, 86% регулярно употребляли до призыва спиртные напитки, каждый четвертый хоть и не регулярно, но пользовался наркосодержащими веществами.

Опыт современных развитых государств по организации психологической работы с населением, в том числе и с гражданами, выполняющими свои профессиональные обязанности в условиях угрозы для жизни, показывает ее важность и необходимость. Так, общая численность ограниченного контингента американских солдат в Ираке в 2008 г. насчитывала 60 тыс. военнослужащих, тогда как численность обеспечивающего персонала была в два раза больше, из них почти 30% приходилось на должностных лиц, в обязанности которых входила организация социально-психологической работы как среди местного населения, так и среди военнослужащих. Цифры говорят сами за себя.

Сама жизнь ставит на повестку дня вопрос о необходимости работы по формированию нервно-психической устойчивости граждан к различного рода перегрузкам современного общества, созданию соответствующей нормативно-правовой базы, формированию системы такой работы, включения в эту систему в качестве субъектов соответствующих специалистов-психологов.

Таким образом, в настоящее время остро обозначилась проблема существенного изменения отношения государства к организации психологической работы с населением, в том числе и к оказанию соответствующей психологической помощи людям в экстремальных условиях, чрезвычайных ситуациях и т.д. — краткосрочной, быстрой, эффективной. С учетом отсутствия результативно-функционирующей нормативной базы данной деятельности государства, недостаточной разработанности этих проблем в методической и учебной литературе с одной стороны, и острой потребности практики — с другой, необходимы систематизация имеющихся теоретических знаний, творческое осмысление психологических, а также организационных задач, связанных с подготовкой специалистов соответствующего профиля, а в последующем — их результативного размещения и использования. Ведь за понятием «чрезвычайная ситуация» всегда стоят человеческое горе и страдание, которые порождают семейные и личные трагедии и разрушают спокойную жизнь большого числа людей.

Ответственность за организацию и оказание помощи людям, попавшим в чрезвычайную ситуацию, берет на себя государство, создавая специальные службы: спасательные, пожарные, медицинские и т.д. Крайне важно, чтобы сотрудники данных подразделений представляли себе, как должна быть организована работа по оказанию профессиональной психологической помощи на месте чрезвычайной ситуации, а государственный аппарат, включающий в себя различные структуры, начиная от средств массовой информации (в том числе и независимых), заканчивая различного уровня чиновничьим аппаратом, работал в одном направлении — минимизации людского горя.

В качестве примера реального состояния дел по данному вопросу рассмотрим работу средств массовой информации. Неоспорим тот факт, что люди должны получать информацию о событиях. Однако специалистам известно немало случаев негативных психологических последствий освещения средствами массовой информации чрезвычайных ситуаций. Часто эмоциональная окраска репортажей носит чрезмерно негативный, трагичный, подчеркнуто пессимистичный характер.

Как пример можно привести освещение средствами массовой информации террористического акта, совершенного в октябре 2002 г. в здании, где шло представление мюзикла «Норд-Ост». Миллионы людей были эмоционально включены в ситуацию практически круглосуточной трансляции с места событий, причем в течение нескольких суток. Мало кого события тех дней оставили равнодушными.

Последствиями такого информационно-психологического воздействия на людей стало увеличение количества обращений за помощью к специалистам с жалобами на страхи, тревогу за себя и за своих близких, нарушение чувства безопасности, подавленное состояние, плохое физическое самочувствие, актуализацию травматического опыта, полученного ранее.

Сама жизнь доказывает необходимость законодательного регулирования деятельности различных государственных и негосударственных структур в необычных для нормальной жизни общества ситуациях, создания соответствующей системы мер, а также формирования контингента подготовленных должностных лиц, способных находить множество решений широкого спектра проблем, имеющих желание, а главное способность к построению соответствующей концепции психологической помощи.

Требования к такому специалисту повышаются в разы, как к его личностным психологическим качествам, так и к профессиональным компетенциям, наличию такого особого набора профессионально важных качеств, который бы позволил ему быть разносторонне развитым и физически, и психологически, готовым к оказанию психологической помощи и поддержки не только населению, но и должностным лицам, работающим в особых условиях.

Другими словами, необходим социальный заказ на подготовку специалистов-психологов, профессионально понимающих психологическую природу экстремальных состояний и кризисных процессов.

Современные подходы к оптимизации силовых структур позволяют сделать вывод о смещении вектора создания системы всестороннего психологического обеспечения от человека в погонах в сторону гражданского специалиста. Так, анализ мероприятий по приведению российских Вооруженных Сил к новому облику показал, что произошла замена военных специалистов-психологов на гражданских. В такой ситуации необходима реакция и гражданских вузов, осуществляющих подготовку специалистов-психологов.

Корректировка правовой базы организации учебного процесса, внесение в учебные программы и планы учебных дисциплин, раскрывающих специфику деятельности психолога в возможных нестандартных ситуациях современного общества, привлечение к преподаванию высвобождаемых после проведения соответствующих организационно-штатных изменений в силовых структурах специалистов могли бы стать основными направлениями данной работы.

Пример такого неформального подхода к подготовке психолога есть. Так, в период 2005 — 2008 гг. Министерством обороны Российской Федерации на базе Московского городского психолого-педагогического университета проведен эксперимент по подготовке из числа студентов вуза военных психологов. Необходимо отметить, что этот вуз не имел опыта военной подготовки, в его составе не было факультета военного обучения (военной кафедры), это был «эксперимент в эксперименте». Есть основной результат — выпускники, получившие в ходе обучения в университете соответствующую специализацию, в настоящее время успешно решают задачи психологического сопровождения деятельности различных воинских коллективов, обладают уровнем профессионализма, позволяющим им качественно выполнять должностные обязанности.

Это первое. И второе: учебно-методическая и материально-техническая база эксперимента легла в основу подготовки в вузе экстремального психолога.

Следующим направлением повышения качества психологической работы в условиях современного общества могло бы стать более эффективное использование молодых специалистов — выпускников вузов. Как известно, согласно действующему законодательству молодой человек, закончивший вуз, должен выполнить свой конституционный долг и отслужить установленные сроки в Вооруженных Силах Российской Федерации или государственных органах, в которых предусмотрено прохождение военной службы по призыву. После призыва для прохождения военной службы он попадает в учебное подразделение, где опять проходит подготовку по существующим военно-учетным специальностям, становится стрелком, санинструктором, водителем и т.д., но только не психологом. Военно-учетной специальности «психолог» в соответствующем перечне просто нет.

Назрела необходимость во внесении изменений в существующую нормативную базу. Это позволит существенно сэкономить бюджетные средства, которые уже затрачены на обучение специалиста, использовать полученные им в вузе знания на практике в условиях военной службы, а также получить ему необходимый для будущей профессиональной деятельности опыт.

Возврат к списку