Согласно ст. 67 СК РФ, дедушки и бабушки имеют право на общение со своими внуками, в случае отказа родителей от предоставления им ребенка и возможности общаться с ним орган опеки и попечительства может обязать родителей не препятствовать этому общению, а в случае, если родители не подчиняются решению опеки, близкие родственники ребенка вправе обратиться в суд с иском об устранении препятствий к общению. Суд разрешает спор исходя из интересов ребенка и с учетом мнения ребенка.

   Исходя из вышеизложенн
ого, прародители имеют право на общение со своими внуками, а при определении порядка общения первостепенное значение имеют интересы детей.

ребенок на фоне конфликтующих родителей

Общение отдельно проживающих прародителей с ребенком как ресурс для развития несовершеннолетнего лица

   Вместе с тем в практике судебно-психологических экспертиз нередко встречаются случаи, когда несовершеннолетних ограничивают в общении с дедушками и бабушками, проживающими отдельно. Данные действия могут быть обусловлены вовлечением детей в межличностный конфликт родителей (например, нежелание позволять ребенку взаимодействовать с прародителями отца или матери со стороны второго родителя), несогласием с воспитательной позицией и взглядами дедушек и бабушек, критичным отношениям к их характерологическим и возрастным особенностям, склонностью отца или матери к внешнеобвинительным реакциям по типу: «неправильные воспитательные практики моих родителей мешают мне быть хорошим родителем», экономическими причинами (проживание на значительном расстоянии друг от друга, затруднения старшего поколения в приобретении и обеспечении функциональности различных технических средств связи) и т.д. При этом, с психологической точки зрения, в обстоятельствах, исключающих невозможность обеспечения интересов ребенка, для полноценного развития детям необходимы полная семья и общение с прародителями. 

   Для успешной социализации несовершеннолетних лиц важно, чтобы были задействованы разные поколения, чтобы младшие учились «находить общий язык» с людьми разных возрастов; социальное пространство семьи (включающее отца, мать, дедушек и бабушек), которое функционирует по сложившейся в каждой конкретной семье совокупности правил и норм, становится для детей базовым источником регуляции отношений с окружающим миром и основой построения собственного социального пространства. (Авдулова Т.П. Социализация ребенка в пространстве семьи // Психологические исследования. 2013. Т. 6, № 31.). Соответственно, степень успешности процесса интеграции младшего поколения в общество в том числе определяется наличием и качеством детско-прародительских отношений, а дефицит данного общения, напротив, обедняет процесс воспитания.

   Помимо этого, преимущественно именно с прародителей начинается «историческое» образование детей. Дедушки и бабушки рассказывают внукам об истории и корнях семьи, и через это происходит узнавание не только прошлого собственных предках и их быте, но и истории народа в общем.

   Кроме того, уникальность вклада прародителей, проживающих отдельно заключается в том, что взаимодействие с ними, особенно в случае выраженной привязанности и положительного отношения к ним, может стать особым пространством для эмоциональной разрядки и поддержки несовершеннолетних. В том числе (согласно исследованиям Дж. Солиза), во время развода и после развода родительской пары именно дедушки и бабушки, являясь неотъемлемой частью семьи, могут выступать источником утешения для внуков, снизить чувство тревожности и неопределенности в ситуации разделения родителей и неизбежности трансформации привычного жизненного уклада.

   При наличии препятствования со стороны родителей или кого-либо из родственников данному взаимодействию, дедушки и бабушки вправе обратиться в суд за определением их порядка общения с внуками, а в ходе судебного разбирательства ходатайствовать о назначении психологической или психолого-педагогической экспертизы, позволяющей определить степень привязанности несовершеннолетнего к прародителям, его желание общаться с ними, а также определить воспитательную позицию самих прародителей, что будет являться одним из ключевых оснований для формирования экспертных выводов о соответствии (с психологической точки зрени), ситуации взаимодействия дедушек и бабушек с их внуками интересам последних. 

   В случае, если это взаимодействие не несет нарушений интересов младшего поколения, то такое взаимодействие не только должно быть частью жизни ребенка, но и является неотъемлемой составляющей его наиболее благоприятного развития и становления в социуме.


Сорокина Т.В.,
старший судебно-психологический эксперт


Возврат к списку