Настоящий стандарт распространяется на услуги, предоставляемые реабилитационными центрами для детей и подростков с ограниченными возможностями.
Утвержден и введен в действие
Приказом Федерального агентства
по техническому регулированию
и метрологии
от 30 октября 2018 г. N 883-ст
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕАБИЛИТАЦИЯ ИНВАЛИДОВ
УСЛУГИ РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ ЦЕНТРОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
Rehabilitation of disabled persons. Services
of rehabilitation centers for children and adolescents
with limited opportunities
ГОСТ Р 58264-2018
Группа Т50
ОКС 03.080.30
ОКПД2 85
86
87
Дата введения
1 июля 2019 года
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия" (ФГУП "СТАНДАРТИНФОРМ") и Федеральным государственным бюджетным учреждением "Федеральный научный центр реабилитации инвалидов им. Г.А. Альбрехта" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 381 "Технические средства и услуги для инвалидов и других маломобильных групп населения"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 октября 2018 г. N 883-ст
4 В настоящем стандарте реализованы нормы федеральных законов Российской Федерации от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ (ред. от 28 декабря 2016 г.) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (ред. от 29 июля 2017 г.)
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на услуги, предоставляемые реабилитационными центрами для детей и подростков с ограниченными возможностями.
Настоящий стандарт устанавливает основное содержание услуг, предоставляемых реабилитационными центрами для детей и подростков с ограниченными возможностями.
Настоящий стандарт может быть использован:
- федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
- федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы;
- организациями, предприятиями и учреждениями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, оказывающих реабилитационные услуги детям и подросткам с ограниченными возможностями;
- общественными организациями, объединениями инвалидов, участвующих в реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями;
- семьями, имеющими детей и подростков с ограниченными возможностями.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 52888 Социальное обслуживание населения. Социальные услуги детям
ГОСТ Р 53872 Реабилитация инвалидов. Услуги по психологической реабилитации инвалидов
ГОСТ Р 53873 Реабилитация инвалидов. Услуги по профессиональной реабилитации инвалидов
ГОСТ Р 53874 Реабилитация инвалидов. Основные виды реабилитационных услуг
ГОСТ Р 54738 Реабилитация инвалидов. Услуги по социальной реабилитации инвалидов
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по [1] и [2], а также по ГОСТ Р 53874, ГОСТ Р 53872, ГОСТ Р 54738, ГОСТ Р 52888.
4 Общие положения
4.1 Реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями (далее - Центр) являются государственными учреждениями социального обслуживания населения, осуществляющими медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию и абилитацию детей и подростков с ограниченными возможностями, детей-инвалидов в возрасте от рождения и не старше 16 лет (17 лет), а также оказывающими помощь семьям, в которых они воспитываются.
4.2 Комплекс услуг, предоставляемых детям и подросткам с ограниченными возможностями, детям-инвалидам на базе Центра, направлен на устранение или более полную компенсацию ограничений их жизнедеятельности в целях социальной адаптации и интеграции в общество.
4.3 При определении содержания услуг для конкретного ребенка/подростка с ограниченными возможностями, ребенка-инвалида следует учитывать, что эти услуги должны быть направлены на восстановление (компенсацию) и формирование отсутствовавших у детей и подростков с ограниченными возможностями способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. В связи с этим особое внимание должно быть уделено абилитации детей.
4.4 Комплекс реабилитационных/абилитационных услуг должен содержать психосоциальные, педагогические и биологические методы воздействия на ребенка/подростка с ограниченными возможностями, направленные на организм, личность ребенка и его окружение с учетом возраста ребенка, вида и степени выраженности нарушенных функций его организма, выраженности ограничений жизнедеятельности.
4.5 Реабилитационные/абилитационные услуги предоставляют комплексно, что подразумевает проведение реабилитационных/абилитационных мероприятий специалистами разного профиля.
4.6 Реабилитационные/абилитационные услуги предоставляют последовательно и непрерывно. Содержание и длительность процесса оказания реабилитационных/абилитационных услуг определены индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка-инвалида (далее - ИПРА) или рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК) по оказанию психолого-медико-педагогической помощи детям/подросткам с ограниченными возможностями, а также спецификой каждого конкретного случая. Реабилитация/абилитация считается завершенной, когда ребенок/подросток с ограниченными возможностями, ребенок-инвалид достиг в социальном отношении уровня, максимально возможного и приближенного к уровню, соответствующему возрастным нормам с учетом степени выраженности нарушенных функций его организма.
4.7 Каждый этап предоставления и вид реабилитационных/абилитационных услуг должны быть ориентированы на конкретную реально возможную цель, о которой ребенок/подросток с ограниченными возможностями, ребенок-инвалид и его родители (законные представители) должны знать и к достижению которой они должны стремиться вместе со специалистами.
4.8 Технология выбора и предоставления реабилитационных/абилитационных услуг включает следующие этапы:
- проведение реабилитационно-экспертной диагностики для определения и оценки реабилитационного потенциала, реабилитационного прогноза и социального статуса ребенка/подростка с ограниченными возможностями и его семьи для выявления необходимости конкретных реабилитационных мероприятий индивидуально для каждого ребенка/подростка с ограниченными возможностями по всем направлениям реабилитации или абилитации с учетом рекомендации ИПРА;
- составление плана реабилитационных/абилитационных мероприятий исходя из результатов диагностики и рекомендаций, содержащихся в ИПРА или рекомендаций ПМПК по оказанию психолого-медико-педагогической помощи;
- реализация плана мероприятий;
- мониторинг (наблюдение) хода предоставления реабилитационных/абилитационных услуг;
- оценка эффективности реабилитационных/абилитационных воздействий.
4.9 Потребность детей и подростков с ограниченными возможностями, детей-инвалидов в реабилитационных/абилитационных услугах и сроках их предоставления определяют федеральные учреждения медико-социальной экспертизы в ИПРА конкретного ребенка-инвалида или ПМПК в рекомендациях в отношении детей/подростков с ограниченными возможностями.
4.10 Детям/подросткам предоставляется комплекс оптимальных реабилитационных/абилитационных услуг, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, педагогических, психологических, социальных, профессиональных, спортивно-оздоровительных, культурно-массовых и других реабилитационных/абилитационных мероприятий, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, формирование способностей к эффективной социальной адаптации, а также других мер поддержки, определенных федеральным и региональным законодательством.
4.11 Для детей с ограниченными возможностями, детей-инвалидов, детей с генетическими нарушениями, а также детей группы риска в возрасте не старше трех лет предоставляются услуги ранней помощи.
4.12 Объем реабилитационных/абилитационных услуг для ребенка-инвалида не может быть менее установленного федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых ребенку-инвалиду.
4.13 Ребенок-инвалид (его законный представитель) вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных/абилитационных услуг, установленных для него в ИПРА, а также от реализации программы в целом.
4.14 Предоставление реабилитационных/абилитационных услуг детям/подросткам с ограниченными возможностями осуществляется при выполнении следующих условий, в значительной степени определяющих качество предоставляемых услуг и способствующих повышению эффективности работы Центра:
- наличие и состояние документов, в соответствии с которыми функционирует Центр (далее - документы), в том числе лицензии на медицинскую и образовательную деятельность;
- условия размещения Центра;
- укомплектованность Центра специалистами и соответствующий уровень их квалификации, наличие у специалистов сертификатов по соответствующим специальностям;
- специальное и табельное техническое оснащение Центра (оборудование, приборы, аппаратура, технические средства реабилитации), применяемое в процессе реабилитации;
- состояние информации о Центре, порядке и правилах предоставления реабилитационных услуг детям и подросткам с ограниченными возможностями, законным или уполномоченным представителям - получателям услуг;
- беспрепятственный доступ к реабилитационным/абилитационным услугам, доступность как реабилитационных объектов, так и реабилитационных услуг;
- наличие собственной и внешней систем (служб) контроля качества предоставляемых услуг.
4.15 Настоящий стандарт включает услуги по медицинской, социальной и профессиональной реабилитации, по ранней помощи, по физкультурно-оздоровительным мероприятиям, занятиям спортом. Перечень услуг в Центре определено наличием финансовых и материальных условий, а также надлежащими документами.
4.16 Документы
В состав документов входят:
- Устав и Положение о Центре, в котором должны быть изложены порядок формирования, деятельности, реформирования и ликвидации Центра, его юридический статус, ведомственная принадлежность, штатное расписание, порядок принятия (зачисления) получателей услуг (детей и подростков с ограниченными возможностями) на обслуживание и снятия с него, основные задачи деятельности центра и его структурных подразделений, объем и порядок предоставления реабилитационных/абилитационных услуг;
- руководства, правила, инструкции, методики, которые регламентируют процесс предоставления реабилитационных/абилитационных услуг, определяют методы (способы) их предоставления и контроля, а также предусматривают меры по совершенствованию работы Центра;
- эксплуатационные документы на имеющиеся в Центре оборудование, приборы, аппаратуру, технические средства реабилитации, способствующие обеспечению их нормальной и безопасной эксплуатации, обслуживания и поддержания в работоспособном состоянии;
- национальные стандарты Российской Федерации, составляющие нормативную основу практической работы Центра.
4.17 В Центре следует осуществлять постоянный контроль состояния документов с целью включения в них необходимых изменений и изъятия из обращения устаревших.
4.18 Условия размещения Центра
4.18.1 Условия размещения Центра должны предусматривать его расположение в специально оборудованных зданиях (помещениях); помещения должны быть обеспечены всеми средствами коммунально-бытового обслуживания детей и подростков с ограниченными возможностями и персонала и оснащены телефонной связью, а также доступом в интернет.
4.18.2 Площадь, занимаемая Центром, должна быть достаточной для размещения персонала, получателей услуг и осуществления процесса предоставления им реабилитационных/абилитационных услуг в соответствии с нормами, утвержденными в установленном порядке.
4.19 Укомплектованность Центра специалистами и их квалификация
4.19.1 Центр должен располагать необходимым числом специалистов в соответствии со штатным расписанием.
4.19.2 Каждый специалист должен иметь соответствующее образование, квалификацию, профессиональную подготовку, обладать знаниями и опытом, необходимыми для выполнения должностных обязанностей.
4.19.3 Специалисты Центра должны систематически повышать свою квалификацию в соответствии с графиком повышения квалификации специалистов организации, утвержденным руководителем организации.
4.19.4 Для специалистов каждой категории должны быть разработаны должностные инструкции, устанавливающие их обязанности и права.
4.19.5 Все специалисты Центра должны быть аттестованы в установленном порядке.
4.19.6 Наряду с соответствующей квалификацией все сотрудники Центра должны обладать высокими моральными и нравственно-этическими качествами, чувством ответственности и руководствоваться в работе принципами гуманности, справедливости, объективности и доброжелательности.
4.19.7 При оказании реабилитационных/абилитационных услуг персонал Центра должен проявлять к обслуживаемым детям и подросткам с ограниченными возможностями здоровья и членам их семей (законным представителям) максимальные чуткость, вежливость, внимание, выдержку, терпение и учитывать специфику их проблем, а также их физическое и психическое состояние.
4.19.8 Сведения личного характера о детях и подростках с ограниченными возможностями, членах их семей (законных представителях), ставшие известными сотрудникам Центра при оказании ими реабилитационных/абилитационных услуг, составляют профессиональную тайну. Сотрудники, виновные в разглашении этой тайны, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
4.20 Специальное и табельное техническое оснащение Центра
4.20.1 Специальное и табельное техническое оснащение Центра (специальное и табельное оборудование, приборы, аппаратура, технические средства реабилитации) должно обеспечивать безопасность и надлежащее качество реабилитационных/абилитационных услуг, предоставляемых детям и подросткам с ограниченными возможностями, детям-инвалидам, и отвечать требованиям соответствующих стандартов, технических условий и других документов.
4.20.2 Специальное и табельное оборудование, приборы, аппаратуру и технические средства реабилитации следует использовать строго по назначению в соответствии с эксплуатационными документами, содержать в технически исправном состоянии, которое следует систематически проверять.
4.20.3 Неисправное техническое оборудование должно быть снято с эксплуатации, заменено или отремонтировано (если оно подлежит ремонту), а пригодность отремонтированного оборудования должна быть подтверждена его проверкой.
4.21 Состояние информации о Центре, порядке и правилах предоставления реабилитационных/абилитационных услуг детям и подросткам с ограниченными возможностями, детям-инвалидам
4.21.1 Состояние информации об организации должно соответствовать требованиям федерального закона [3], а также статье 13 [4].
4.21.2 Центр обязан довести до сведения детей и подростков с ограниченными возможностями, членов их семей (законных представителей) свое наименование и местонахождение.
4.21.3 Центр должен предоставить ребенку/подростку с ограниченными возможностями, ребенку-инвалиду, членам его семьи (законным представителям) в доступной форме необходимую, своевременную и достоверную информацию о предоставляемых на его базе реабилитационных/абилитационных услугах.
4.21.4 Если предоставление недостоверной, несвоевременной или недостаточно полной информации о реабилитационной/абилитационной услуге повлекло причинение вреда жизни, здоровью или ущерба имуществу ребенку/подростку с ограниченными возможностями, ребенку-инвалиду, то он (его законные представители) вправе предъявить организации требования о возмещении причиненного вреда в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в том числе в судебном порядке.
4.22 Наличие собственной и внешней систем (служб) контроля за деятельностью Центра
4.22.1 В Центре должна быть документально оформленная собственная система (служба) контроля за деятельностью подразделений и сотрудников по оказанию реабилитационных/абилитационных услуг на их соответствие стандартам, ИПРА и другим внутренним и внешним документам в области реабилитации или абилитации.
4.22.2 Эта система контроля должна охватывать этапы диагностики, планирования, работы с детьми и подростками с ограниченными возможностями, детьми-инвалидами и их родителями - получателями услуг, оформления результатов контроля, выработки и реализации мероприятий по устранению выявленных недостатков.
4.22.3 Внешняя система контроля включает в себя контроль, который осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения, Федеральная служба по труду и занятости, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, а также вышестоящий орган, которому подведомственен Центр.
4.22.4 Качество и безопасность предоставляемых Центром реабилитационных/абилитационных услуг детям и подросткам с ограниченными возможностями, детям-инвалидам должны быть подвергнуты оценке на соответствие требованиям национальных стандартов или системы добровольной сертификации, созданной в соответствии с федеральным законом [3].
4.23 Центр развивает и поддерживает контакт с другими учреждениями системы социальной защиты населения, здравоохранения, образования и другими органами и учреждениями, осуществляющими работу с детьми и подростками с ограниченными возможностями, детьми-инвалидами, взаимодействует с общественными объединениями, религиозными организациями, благотворительными фондами и гражданами в интересах эффективной социальной реабилитации и адаптации детей и подростков с ограниченными возможностями, детей-инвалидов.
4.24 На базе Центра реабилитационные/абилитационные услуги могут оказываться в форме социального обслуживания на дому, в полустационарной, стационарной форме, в виде срочных услуг, а также в форме консультативной деятельности (очно и дистанционно), в случае допустимости и целесообразности.
5 Основные виды и содержание услуг, предоставляемых реабилитационными центрами для детей и подростков с ограниченными возможностями
5.1 Услуги по медицинской реабилитации
5.1.1 Восстановительная терапия как услуга по медицинской реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями заключается в воздействии на организм в целях восстановления или компенсации нарушенных функций, сниженных в результате болезни или травмы, вторичной профилактики заболеваний и их осложнений, восстановления либо улучшения социального функционирования. Восстановительная терапия включает:
- контроль за применением лекарственных средств для предупреждения прогрессирования болезни, ее обострения и осложнений;
- физиотерапию - применение физических природных и искусственных факторов в реабилитации/абилитации для коррекции основных патофизиологических сдвигов, усиления компенсаторных механизмов, увеличения резервных возможностей организма, восстановления физической работоспособности;
- механотерапию - применение различных механизмов и приспособлений для восстановления нарушенных функций систем организма, основанных на выполнении дозированных движений (преимущественно для отдельных сегментов конечностей), осуществляемых с помощью механотерапевтических аппаратов, облегчающих движение или, наоборот, требующих дополнительных усилий для его выполнения;
- кинезотерапию - применение комплекса лечебных мероприятий, включающих активную и пассивную гимнастику с целью восстановления функций при повреждениях опорно-двигательного аппарата, стимуляции активных движений ребенка;
- психотерапию - применение комплекса лечебных воздействий на психику, а через психику на весь организм и поведение ребенка/подростка с ограниченными возможностями методами, обеспечивающими оказание профессиональной психотерапевтической помощи по смягчению или ликвидации психопатологических, психосоматических расстройств у детей и подростков с ограниченными возможностями, детей-инвалидов, а также специфических для детского возраста нарушений развития;
- трудотерапию - применение системы методов восстановления различных нарушенных функций организма с использованием определенных видов деятельности;
- лечебную физкультуру (ЛФК) - применение физических упражнений и естественных факторов природы к детям и подросткам с ограниченными возможностями с лечебно-профилактическими целями, включая физические упражнения (гимнастические, спортивно-прикладные), прогулки;
- массаж, мануальную терапию - методы лечения и диагностики, представляющие собой воздействие рук терапевта на организм пациента.
5.1.2 Динамическое наблюдение за ребенком/подростком - длительный контроль за функциональным состоянием его организма, предполагающий в том числе систематическое наблюдение для выявления отклонений в состоянии здоровья и оказания при необходимости медицинской помощи.
5.1.3 Санитарно-просветительская работа включает: распространение медицинских и гигиенических знаний; воспитание санитарно-гигиенических навыков с целью сохранения и укрепления здоровья; повышение санитарно-гигиенической культуры детей и подростков и членов их семей, обеспечение взаимодействия специалистов центра с родителями (опекунами, законными представителями) для достижения непрерывности реабилитационных мероприятий и социальной адаптации, обучение основам медико-психологических и медико-социальных знаний, навыков и умений для проведения реабилитационных/абилитационных мероприятий в домашних условиях.
5.1.4 Направление детей и подростков в профильные лечебные учреждения при необходимости по согласованию с органами здравоохранения - для получения узкой специализированной медицинской помощи.
5.2 Услуги по ранней помощи детям с ограниченными возможностями и их семьям
5.2.1 Определение нуждаемости ребенка и семьи в ранней помощи на первичном приеме включает беседу с родителями, анализ документации (выписки, медицинская карта, результаты обследований, ИПРА), наблюдение, проведение оценочных процедур двумя специалистами в сфере ранней помощи с оформлением протокола первичного приема и принятие решения о нуждаемости ребенка и семьи в ранней помощи. Эта услуга также включает информирование о порядке предоставления услуг ранней помощи, о правах получателей услуг; об организации-поставщике услуг ранней помощи.
5.2.2 Проведение оценочных процедур и разработка индивидуальной программы ранней помощи включает: анализ показателей здоровья, функций и структур организма ребенка; проведение углубленной оценки функционирования и ограничений жизнедеятельности ребенка в контексте факторов окружающей среды; других аспектов развития ребенка и его взаимодействия с социальным окружением: оценку качества взаимодействия и отношений ребенка с родителями, другими непосредственно ухаживающими за ребенком лицами, в семье, с другими детьми, состояния эмоционального и поведенческого благополучия ребенка, вовлеченности в повседневные жизненные ситуации; обсуждение с родителями результатов оценки; разработку индивидуальной программы ранней помощи и ее согласование с родителями (законными представителями) ребенка.
5.2.3 Содействие развитию функционирования ребенка и семьи в естественных жизненных ситуациях - услуга направлена на комплексное развитие функционирования ребенка в повседневных естественных жизненных ситуациях, основываясь на потребностях ребенка, включая развитие познавательной активности и игровой деятельности ребенка, в том числе с использованием адаптированных игрушек и вспомогательных средств, развитие общения и речи ребенка, мобильности, навыков самообслуживания и бытовых навыков, развитие взаимодействия и формирование отношений с родителями, в семье, с другими людьми, в том числе с использованием технических средств и средств альтернативной и поддерживающей коммуникации, а также на содействие подготовке ребенка к переходу в образовательную организацию. Услуга реализуется в виде консультирования родителей и других, непосредственно ухаживающих за ребенком лиц, организации и поддержки совместной активности ребенка с родителями и семьей.
5.2.4 Содействие развитию общения и речи ребенка - услуга направлена на развитие общения и речи ребенка в естественных жизненных ситуациях, в том числе с использованием средств дополнительной и альтернативной коммуникации, вспомогательных средств связи и техник общения, а именно: развитие у ребенка способности воспринимать вербальные и невербальные сообщения при общении, использовать речь и невербальные сигналы, направленные на взрослого при общении, поддерживать и завершать диалог. Услуга оказывается посредством консультирования родителей и других, непосредственно ухаживающих за ребенком лиц, а также организации и поддержки совместной активности ребенка с родителями и семьей.
5.2.5 Содействие развитию мобильности ребенка - услуга направлена на развитие мобильности ребенка в естественных жизненных ситуациях, в том числе с использованием вспомогательных технических средств, а именно: изменение позы тела, поддержание тела в необходимом положении, перемещение тела сидя или лежа, поднятие и перенос объектов, перемещение объектов ногами, использование точных движений кисти (подбирание, захват, манипулирование, отпускание), использование кисти и руки, ходьба и передвижение другими способами, передвижение с использованием технических средств. Услуга оказывается посредством консультирования родителей и других, непосредственно ухаживающих за ребенком лиц, а также организации и поддержки совместной активности ребенка с родителями и семьей.
5.2.6 Содействие развитию у ребенка самообслуживания и бытовых навыков - услуга направлена на развитие навыков самообслуживания у ребенка (мытье, уход за частями тела, физиологические отправления, одевание, прием пищи, питье и др.), а также бытовых навыков (включая помощь родителям при уборке, приготовлении простых блюд, сервировке стола, уходе за растениями и животными), в том числе с использованием вспомогательных средств в естественных жизненных ситуациях, средств альтернативной и поддерживающей коммуникации. Услуга оказывается посредством консультирования родителей и других, непосредственно ухаживающих за ребенком лиц, а также организации и поддержки совместной активности ребенка с родителями и семьей.
5.2.7 Содействие развитию познавательных способностей ребенка - услуга направлена на поддержку развития познавательной активности ребенка в естественных жизненных ситуациях, в том числе с использованием адаптированных игрушек и вспомогательных средств, а также средств дополнительной и альтернативной коммуникации, и включает целенаправленное использование различных анализаторных систем (зрения, слуха и других) для исследования окружения, подражания, научение через действия с предметами, поиск информации, усвоение языка и формирование понятий, запоминание и воспроизведение последовательностей, освоение элементарных навыков чтения, письма и счета, освоение культурных действий с предметами, развитие воображения, способностей принимать эффективные решения в проблемных ситуациях. Услуга оказывается посредством консультирования родителей и других, непосредственно ухаживающих за ребенком лиц, а также организации и поддержки совместной активности ребенка с родителями и семьей.
5.2.8 Психологическое консультирование родителей - услуга направлена на помощь родителям в обеспечении социального и эмоционального развития ребенка, его взаимодействия с родителями и другими непосредственно ухаживающими за ребенком лицами, в формировании привязанности, саморегуляции, в том числе в естественных жизненных ситуациях, а также в области социальных установок и отношений в семье. Услуга оказывается посредством консультирования родителей и других, непосредственно ухаживающих за ребенком лиц, а также организации и поддержки совместной активности ребенка с родителями и семьей.
5.2.9 Поддержка социализации ребенка включает взаимодействие со сверстниками, детьми другого возраста и взрослыми вне дома в процессе специально организованной социальной активности. Услуга оказывается посредством организации и проведения групповой активности с детьми и их родителями.
5.2.10 Проведение промежуточной оценки реализации индивидуальной программы ранней помощи с целью внесения необходимых изменений.
5.2.11 Проведение итоговой оценки реализации индивидуальной программы ранней помощи с целью определения ее эффективности с последующим составлением заключения.
5.2.12 Пролонгированное и краткосрочное консультирование родителей без составления индивидуальной программы ранней помощи - консультирование родителей и семьи по вопросам преодоления социального, эмоционального и поведенческого неблагополучия ребенка, включая содействие улучшению взаимодействия и отношений в паре "родитель-ребенок" и в семье.
5.2.13 Консультирование родителей в период адаптации ребенка в образовательной организации.
5.3 Виды услуг по социальной реабилитации/абилитации
5.3.1 Услуги по социально-психологической реабилитации/абилитации
5.3.1.1 Психодиагностическое обследование заключается в выявлении и анализе индивидуально-личностных особенностей детей и подростков (психических функций, состояний, особенностей личности - как их сохранности, так и нарушений/отклонений), определяющих психологический статус и значимых в плане оптимизации социального функционирования, полноценной социальной интеграции, составления прогноза и разработки рекомендаций по психологической коррекции выявленных отклонений, осуществления реабилитационных мероприятий.
5.3.1.2 Психологическое консультирование - взаимодействие между психологом и родителями (законными представителями) с целью оказания психологической помощи ребенку/подростку в разрешении проблем в сложных жизненных ситуациях, проблемах в области социальных отношений, социальной адаптации, социализации и интеграции.
5.3.1.3 Психологическая коррекция - деятельность специалиста-психолога, направленная на исправление/коррекцию особенностей психологического развития ребенка/подростка с ограниченными возможностями, ребенка-инвалида, не соответствующих оптимальной модели (включая возрастные нормы), с помощью специальных средств психологического воздействия, а также деятельность, направленная на уменьшение эмоционального дискомфорта, повышение активности и самостоятельности, формирование у ребенка/подростка и членов его семьи (опекунов, законных представителей, членов его микросоциума) психологических качеств для повышения его социализации и адаптации к изменяющимся жизненным условиям.
5.3.1.4 Психологическая профилактика - содействие в формировании у ребенка/подростка с ограниченными возможностями, ребенка-инвалида его микросоциума, включая членов семьи (опекунов, законных представителей), потребности в психологических знаниях, желании использовать их для работы над собой, своими проблемами, в создании условий для полноценного психического развития личности на каждом возрастном этапе для своевременного предупреждения возможных нарушений в становлении и развитии личности ребенка/подростка, устранения различных психологических факторов и причин, обуславливающих отклонение в состоянии психического здоровья.
5.3.1.5 Психологический тренинг - активное психологическое воздействие, направленное на активное обучение навыкам поведения и развития личности ребенка/подростка; формирование/коррекцию его психологических свойств и особенностей, определяющих эффективное функционирование в социуме, социальную инклюзию, успешность социальной адаптации ребенка/подростка.
5.3.1.6 Социально-психологический патронаж - систематическое наблюдение за ребенком/подростком с ограниченными возможностями для своевременного выявления ситуаций психического дискомфорта или межличностного конфликта и иных ситуаций, способных усугубить трудную жизненную ситуацию, и оказания ему, а также членам его семьи (опекунам, законным представителям), при необходимости, социально-психологической помощи.
5.3.2 Услуги по социально-педагогической реабилитации/абилитации
5.3.2.1 Педагогическая диагностика - обследование детей и подростков с ограниченными возможностями, детей-инвалидов, анализ их поведения, обучения, тестирование под различные типы задач педагогической помощи, включая определение степени готовности к обучению.
5.3.2.2 Воспитательная услуга - формирование позитивных интересов, в том числе в сфере досуга, организация досуга детей и подростков с ограниченными возможностями, детей-инвалидов и их семей педагогическими средствами, кружковая деятельность, сопровождение на социокультурные мероприятия, проведение праздников, игровая деятельность, оказание содействия в семейном воспитании и решении других социально-педагогических проблем их жизнедеятельности.
5.3.2.3 Педагогическое консультирование - оказание помощи ребенку/подростку и его родителям (законным представителям) в принятии осознанного решения по выбору уровня, места, формы и условий воспитания/обучения/образования, мероприятий, обеспечивающих освоение образовательных программ на оптимальном уровне, по подбору и использованию необходимых учебных пособий и технических средств обучения, учебного оборудования с учетом особенностей образовательного потенциала и степени ограничений способности к обучению.
5.3.2.4 Педагогическая коррекция - коррекция педагогической запущенности детей и подростков с ограниченными возможностями, детей-инвалидов, содействие в восстановлении (при необходимости) нарушенных связей со школой, в формировании знаний, умений и навыков, позитивного отношения к учебной деятельности с целью оптимизации социального функционирования, полноценной социальной инклюзии, в том числе оказание педагогической помощи для восстановления статуса в коллективе сверстников.
5.3.2.5 Коррекционное обучение включает обучение жизненным навыкам, персональной сохранности, социальному общению, социальной независимости, пользованию техническими средствами реабилитации, языку жестов детей и подростков с ограниченными возможностями с нарушениями слуха и членов их семей, формирование/восстановление социального опыта специальными педагогическими методами, учитывающими имеющиеся у ребенка/подростка нарушения функций организма, особые образовательные потребности и ограничения способности к обучению.
5.3.2.6 Логопедическая помощь - вид специализированной помощи, оказываемой специалистом-педагогом (под контролем и при участии врача) ребенку/подростку, имеющему расстройства речи с целью исправления последних.
5.3.2.7 Педагогический патронаж - систематическая работа с детьми и подростками с ограниченными возможностями, их родителями, опекунами, попечителями непосредственно на дому для обеспечения нормального воспитания и развития детей и подростков, в том числе обучение родителей и других непосредственно ухаживающих за ребенком лиц практическим навыкам общего ухода за тяжелобольными детьми-инвалидами, с учетом принципов конфиденциальности, самоопределения, клиентоцентризма, добровольности.
5.3.2.8 Педагогическое просвещение - просвещение детей и подростков с ограниченными возможностями и членов их семей, в области знаний об инвалидности, методах и средствах реабилитации и интеграции детей и подростков с ограниченными возможностями в общество, популяризация психолого-педагогических знаний среди родителей.
5.3.3 Услуги по социально-средовой реабилитации/абилитации
5.3.3.1 Социально-средовая ориентация: обучение персональной сохранности, мерам безопасности, знаниям и навыкам в таких видах деятельности, как пользование переходами на улице, уличными знаками, общение с незнакомыми людьми, обучение социальным навыкам и социальной независимости, включая освоение знаний и навыков, позволяющих ребенку/подростку с ограниченными возможностями пользоваться транспортом, посещать магазины, предприятия бытового обслуживания, почту, обучение социальному общению, ориентированию в окружающей среде - жилой, градостроительной, образовательной, формирование навыков самостоятельного проживания, в том числе умение распоряжаться деньгами, пользоваться гражданскими правами, участвовать в общественной деятельности и др.
5.3.3.2 Содействие в обеспечении детей/подростков с ограниченными возможностями, детей-инвалидов техническими средствами реабилитации с учетом нарушения функций организма и ограничения жизнедеятельности: тифлотехническими средствами реабилитации и собаками-проводниками слепых и слабовидящих детей и подростков, сурдотехническими средствами - глухих и слабослышащих детей и подростков, детей и подростков с поражением опорно-двигательного аппарата, ведущих активный образ жизни, креслами-колясками, протезно-ортопедическими, в том числе роботизированными моделями, функционально-эстетической одеждой и другими техническими средствами реабилитации.
5.3.3.3 Социально-средовое обучение: обучение детей/подростков с ограниченными возможностями и членов их семей пользованию техническими (тифлотехническими и сурдотехническими) средствами реабилитации (коммуникации, информации и сигнализации, передвижения и др.), в том числе:
а) оптическими средствами (лупы, бинокли и телескопы, расширители поля зрения, призматические очки, электронные видеоувеличители, в т.ч. с телевизионным дисплеем, специальные устройства для чтения "говорящих книг" и др.);
б) телефонами (с текстовым вводом-выходом, с Брайлеровским текстом, громкоговорящими, головными), внутренними разговорными устройствами, телевизорами с телетекстом для приема программ со скрытыми субтитрами и др.;
в) средствами связи "лицом к лицу" (наборы и шаблоны букв и символов, генераторы голоса, головные усилители индивидуального пользования и др.);
г) слуховыми средствами и средствами сигнализации (звуковой информатор "электронная сиделка", сигнализаторы звука с вибрационной, световой индикацией или с вибрационной и световой индикацией, системами подачи сигнала тревоги и др.);
д) техническими средствами реабилитации для передвижения.
5.3.3.4 Содействие в создании условий для беспрепятственного доступа к входной группе жилого дома, когда ребенок/подросток передвигается с использованием кресла-коляски или собаки-проводника, т.е. с выраженными и значительно выраженными нарушениями статодинамических функций или значительно выраженными нарушениями зрительных функций.
5.3.3.5 Консультирование и информирование по правовым и социальным вопросам, по вопросам организации и проведения социальной реабилитации: предоставление информации по вопросам социального обслуживания, в том числе оказания реабилитационных услуг; предоставление установленных действующим законодательством натуральных льгот и компенсационных выплат, материальной помощи; информирование о технических средствах реабилитации и о возможности их получения в постоянное пользование и через службу проката; предоставление санаторно-курортного лечения; оказание помощи в оформлении документов; содействие в получении юридической помощи, социально-правового консультирования и иных правовых услуг.
5.3.3.6 Рекомендации по оборудованию жилого помещения, занимаемого инвалидом, специальными средствами и приспособлениями в соответствии с потребностями ребенка/подростка с ограниченными возможностями, ребенка-инвалида с учетом ограничения его жизнедеятельности.
5.3.3.7 "Социальная передышка" - предоставление кратковременного отдыха родителям детей и подростков с ограниченными возможностями за счет помощи специально обученной профессиональной семьи, которой на время доверяется забота о ребенке.
5.3.3.8 Транспортные услуги, в том числе обеспечение автомобильным транспортом и сопровождение при проведении культурно-массовых мероприятий, а также другие услуги, предоставляемые на основании нормативных документов субъектов Российской Федерации.
5.3.4 Услуги по социокультурной реабилитации/абилитации
5.3.4.1 Обучение детей и подростков и членов их семьи навыкам проведения отдыха, досуга
5.3.4.2 Проведение социокультурных мероприятий, направленных: на создание условий возможности полноценного участия в них детей и подростков с ограниченными возможностями, детей-инвалидов, удовлетворяющих их социокультурные и духовные запросы; расширение общего и культурного кругозора, сферы общения (посещение театров, выставок, экскурсии, встречи с деятелями литературы и искусства, праздники, юбилеи, другие культурные мероприятия).
5.3.4.3 Обеспечение детей и подростков с ограниченными возможностями социокультурной продукцией: учебно-методической, справочно-информационной и художественной литературой, в том числе издаваемой на магнитофонных кассетах, аудиокнигами и книгами с рельефно-точечным шрифтом Брайля, кинопродукцией; создание и предоставление детям и подросткам с ограниченными возможностями по зрению возможности пользоваться адаптированными компьютерными рабочими местами, Интернет, Интернет-документами с учетом ограничения жизнедеятельности ребенка/подростка с ограниченными возможностями.
5.3.4.4 Содействие в информационной поддержке: обеспечение детей и подростков с ограниченными возможностями, детей-инвалидов и членов их семьи информацией о доступности учреждений культуры и о перечне их услуг.
5.3.4.5 Разработка и реализация разнопрофильных досуговых программ (информационно-образовательных, развивающих, художественно-публицистических, спортивно-развлекательных и т.п.), способствующих формированию здоровой психики, развитию творческой инициативы и самостоятельности детей и подростков, повышению их культурного уровня и социальной интеграции.
5.3.5 Услуги по социально-бытовой адаптации
5.3.5.1 Обучение необходимым социально-бытовым навыкам, включая навыки личной гигиены, самообслуживания в соответствии с имеющимися ограничениями жизнедеятельности.
5.3.5.2 Обучение использованию технических средств реабилитации в быту.
5.3.5.3 Социально-бытовой патронаж - оказание пролонгированной систематической всесторонней поддержки детям и подросткам в микросоциальной среде по формированию, развитию и применению социально-бытовых навыков с учетом имеющихся ограничений жизнедеятельности.
5.3.5.4 Содействие в обеспечении детей и подростков с ограниченными возможностями, детей-инвалидов необходимыми вспомогательными техническими средствами бытового назначения, техническими средствами обучения и обучение пользованию ими.
5.3.5.5 Социальный патронаж - систематическое наблюдение за ребенком/подростком с ограниченными возможностями для своевременного выявления степени его социальной дезадаптации, способной усугубить трудную жизненную ситуацию, и содействие в получении им и семьей при необходимости социальной помощи.
5.4 Виды услуг по профессиональной реабилитации/абилитации
5.4.1 Профессиональная ориентация - система услуг (медицинских, психолого-педагогических, социально-экономических), обеспечивающая профессиональное самоопределение ребенка/подростка с ограниченными возможностями, ребенка-инвалида с учетом его психофизиологического состояния, индивидуальных особенностей личности и требований общества. Профессиональная ориентация включает следующие виды услуг:
5.4.1.1 Профессиональное информирование ребенка/подростка с ограниченными возможностями, ребенка-инвалида и его родителей (законных представителей) - сообщение информации о возможностях получения профессии, об организациях профессионального образования, требованиях, предъявляемых при исполнении профессиональных обязанностей к работнику; современных видах производства, состоянии рынка труда, наличии вакантных рабочих мест, спектре профессий, соответствующих рекомендациям медико-социальной экспертизы, условиях и характере труда, услугах службы занятости, различных вариантах занятости (общественные работы, постоянное или временное трудоустройство, сопровождаемое содействие занятости, предпринимательская деятельность и т.п.), о правах и гарантиях в области занятости населения и защиты от безработицы, включая сопровождение на дни открытых дверей, ярмарки вакансий и др.
5.4.1.2 Профессиональное консультирование ребенка/подростка с ограниченными возможностями, ребенка-инвалида и его родителей (законных представителей) - оказание помощи в профессиональном самоопределении с целью принятия осознанного решения о выборе профессионального пути, доступной профессии, профессиональной образовательной организации с учетом особенностей и возможностей ребенка/подростка с ограниченными возможностями, ребенка-инвалида, а также потребностей общества.
5.4.1.3 Профессиональный подбор применительно к ребенку/подростку с ограниченными возможностями здоровья, ребенку-инвалиду, стоящему перед проблемой выбора профессии, предполагает подбор видов труда и профессий, в которых наиболее полно и эффективно могут быть учтены его интересы, склонности и способности, реализована остаточная трудоспособность, т.е. профессий/специальностей, в которых он может быть конкурентоспособен на рынке труда, с использованием в том числе профессиональных проб.
5.4.2 Консультирование детей и подростков с ограниченными возможностями, детей-инвалидов и их родителей (законных представителей) по вопросам профессионального образования и трудоустройства:
- подбор учреждения профессионального образования,
- прогнозирование различных вариантов освоения профессии и трудовой деятельности;
- составление профессионального плана, включая профессиональную подготовку/профессиональное образование, трудоустройство, необходимую психологическую поддержку;
- социальная адаптация на рынке труда.
5.4.3 Организация деятельности трудовых и учебно-производственных мастерских и проектов по временной трудовой занятости подростков в целях формирования трудового стереотипа, трудовых навыков, трудового обучения и включение в посильную трудовую деятельность детей и подростков с выраженными нарушениями умственных и физических функций организма, способных к выполнению трудовой деятельности со значительной помощью других лиц.
5.5 Виды услуг по физкультурно-оздоровительным мероприятиям, занятиям спортом
5.5.1 Физкультурное воспитание - формирование физической культуры личности ребенка/подростка с ограниченными возможностями, предполагающее:
- заботу о поддержании в норме и совершенствовании его физического состояния;
- развитие системы знаний об организме, физическом состоянии, о средствах воздействия на него, о здоровом образе жизни;
- развитие мотивации, нацеленной на заботу о своем физическом состоянии, на здоровый образ жизни, а также готовность оказать посильную помощь другим людям в оздоровлении и физическом совершенствовании.
5.5.2 Обучение детей и подростков с ограниченными возможностями, детей-инвалидов основам двигательной деятельности - проведение адаптивно-физических занятий, в том числе с использованием реабилитационного оборудования.
5.5.3 Обеспечение достаточного объема двигательной активности детей и подростков с ограниченными возможностями, в том числе с целью снижения негативных последствий учебной нагрузки, организация и проведение спортивно-массовых мероприятий среди детей и подростков с ограниченными возможностями, членов их семей.
5.5.4 Формирование у детей и подростков и их родителей (законных представителей) системы знаний по методике самостоятельных занятий физическими упражнениями.
5.5.5 Вовлечение детей/подростков с ограниченными возможностями в занятие спортом, спортивные секции в соответствии с медицинскими показаниями и противопоказаниями с учетом ограничений жизнедеятельности и состояния здоровья ребенка/подростка с ограниченными возможностями и дозирование рекомендуемых физических нагрузок.
Библиография
[1]
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 августа 2016 г. N 1839-р "Об утверждении Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года"
[2]
Федеральный закон Российской Федерации от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ (ред. от 30 октября 2017) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (статьи 1 и 9)
КонсультантПлюс: примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Закон РФ "О защите прав потребителей" имеет дату 07.02.1992, номер 2300-1.
[3]
Федеральный закон Российской Федерации от 9 января 1996 г. N 2-ФЗ (с изменениями на 1 мая 2017 г.) "О защите прав потребителей"
[4]
Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации"
[5]
Федеральный закон Российской Федерации от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании"