ИНДИВИДУАЛЬНОЕ И СТЕРЕОТИПНОЕ В РАССКАЗАХ ТАТ


      Все рассказы ТАТ представляют собой своеобразное сочетание привычных штампов восприятия ситуаций (клише) и индивидуальных продуктов воображения. Как отмечает Д.Рапапорт, в норме клише и продукты фантазии присутствуют в равной степени. У ригидных личностей в Рассказах преобладают клише, что говорит о сильной и Довольно стереотипной психологической защите. При слабом контроле (аффективная лабильность, часто связанная с патологией), напротив, преобладают индивидуальные Фантазии, которые зачастую носят противоречивый характер.
      Первое, что необходимо сделать при анализе содержания рассказов, — это отделить клише от истинных продуктов воображения («идеаторных содержаний», как называет их Рапапорт), иными словами, разделить то, что автоматически приходит на ум субъекту и то, что является результатом его мыслительной деятельности. Рапапорт, впрочем, подчеркивает, что эта задача очень сложна и практически нерешаема в общем виде. Только опыт работы с ТАТ позволяет психологу увидеть, где кончается клише и начинается индивидуальная фантазия. На сегодняшний день отечественная статистика сюжетов-клише отсутствует.
      Использование обследуемым клишированного сюжета не лишает рассказ полностью диагностической ценности. Д.Рапапорт подчеркивает, что клише не свободны от психологического детерминизма, ибо они выбираются, причем основания выбора различаются у разных людей. Г.Мюрреи отмечает, что в среднем 30% рассказов имеют безличный характер и состоят из элементов, содержащихся в самой картине, событий, свидетелем которых был обследуемый и фрагментов, почерпнутых им из книг и кинофильмов. Однако и эти элементы не лишены определенного диагностического значения. Согласно наблюдениям Мюррея, большая часть содержания, которое обследуемый относит к газетам, журналам, книгам и кинофильмам, является объективным эквивалентом бессознательных воспоминаний или личностных комплексов, поэтому сам выбор тех или иных безличных элементов личностно обусловлен.
Возврат к списку