Виды экспертиз (исследований) и правильная постановка вопросов специалисту, проводящему экспертиз (исследования) по делам, связанным с экстремизмом
Обязанностью специалиста и эксперта является составление точного и беспристрастного заключения о содержании исследуемого материала. Но для того, чтобы дать полный и исчерпывающий ответ, необходимо точно и грамотно, с формальной и содержательной точки зрения, задать соответствующий вопрос.
В процессе таких исследований необходимо выявить целый комплекс обстоятельств: авторов и распространителей исследуемых текстов, возможные причины и мотивы их действий, их предполагаемые ожидания, способ распространения этих текстов, характер специальных языковых, логических и психологических приемов, используемых авторами и распространителями текстов.
Практика соответствующих исследований и экспертиз показывает необходимость выявления не только смысловой направленности текстов, но и используемых приемов пропаганды, внедрения определенных идей и установок, что является компетенцией социальной психологии и психолингвистики.
Психолингвистика — научная дисциплина, находящаяся на стыке психологии и лингвистики и изучающая взаимоотношение языка, мышления и сознания. Предметом психолингвистического анализа является не столько сам текст, сколько восприятие этого текста как устной или письменной речи. Восприятие речи — это процесс извлечения смысла, находящегося за внешней формой речевых высказываний. Обработка речевых сигналов проходит последовательно. Восприятие формы речи требует знания лингвистических закономерностей её построения. Восприятие письменной речи осуществляется скачкообразными движениями глаз. Даже если слова несут ошибку, но напоминают слова, знакомые читателю, они воспринимаются как знакомые. Форма слова чаще всего воспринимается неосознанно, почти сразу происходит переход к семантике. Однако, в том случае, если значение слова конкурирует с его формой, возникает затруднение при чтении. Важную роль в восприятии слова играет его многозначность, при этом в процессе восприятия слово соотносится с другими словами того же семантического поля. При восприятии фраз читатель может испытывать затруднение в том случае, если имеется неоднозначность в их толковании. Для читателя не важно, в какой синтаксической форме предъявляется фраза. Воспринимая речь, человек соотносит сказанное с действительностью, со своими знаниями о ней, со своим опытом. Человек может восстанавливать пропущенные фрагменты, черпая информацию из своего сознания. В процессе восприятия человек активен, выдвигает гипотезы относительно дальнейшего содержания и осуществляет смысловые замены.
Социально-психологическая и психолингвистическая экспертиза или исследование назначается в том случае, если необходимо выявить смысл представленной на исследование информации, ее воздействие на сознание потенциального читателя и слушателя.
Так как специалисты в области психолингвистики малочисленны и имеют небольшой опыт производства судебных экспертиз и исследований по подобным делам, целесообразно привлекать для совместного исследования, с одной стороны специалистов по социальной психологии, имеющих достаточную подготовку в области изучения массовых коммуникаций, психологии пропаганды, межгрупповых, в частности, межнациональных, отношений, а с другой стороны филологов, владеющих научным аппаратом лингвистики и семантики, специальными методами исследования продуктов речевой деятельности.
В этом случае перед экспертами и специалистами рекомендуется поставить следующие вопросы:
Содержатся ли в представленных материалах призывы, направленные к насильственному изменению основ конституционного строя и нарушения целостности Российской Федерации?
Выражают ли использованные в данном материале словесные (изобразительные) средства унизительные характеристики, отрицательные эмоциональные оценки и негативные установки в отношении какой-либо этнической, расовой, религиозной или социальной группы (какой именно) или отдельных лиц как ее представителей?
Содержится ли в данном материале информация, побуждающая к действиям против какой-либо этнической, расовой, религиозной или социальной группы (какой именно) или отдельных лиц как ее представителей?
Содержатся ли в представленных материалах призывы, направленные на пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной или религиозной принадлежности?
Использованы ли в данном материале специальные языковые или иные средства (какие именно) для целенаправленной передачи оскорбительных характеристик, отрицательных эмоциональных оценок, негативных установок и побуждений к действиям против какой-либо нации, расы, религии или отдельных лиц как ее представителей?
Могут ли указанные в тексте призывы побуждать к действиям, посягающим на права и законные интересы граждан, а также к действиям, направленным на возбуждение социальной вражды?
Являются ли действия лиц, разместивших данный текст (изображение), публичными, в том числе совершенными с использованием средств массовой информации?
Важнейшей задачей экспертизы и исследования является отделение текстов, несущих признаки экстремизма, то есть возбуждающих ненависть и вражду, от текстов, выражающих радикальные взгляды на окружающую действительность. Само по себе изложение тех или иных истинных фактов и сообщение сведений исторического, религиозного, политического характера еще не означает направленности текста на возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды. Решающую роль играет смысловая функция таких сообщений, то, ради чего, в подтверждение каких взглядов и идей они используются, какие представления и установки несут, какими средствами они пропагандируются, навязываются читателям, слушателям или зрителям.
Однако при этом следует помнить, что нередко в публикациях, выступлениях, возбуждающих национальную, расовую, религиозную рознь, широко используются тенденциозно подобранные, извращенные вымышленные факты, бездоказательные утверждения и представления, отвергнутые современной наукой. Различные слухи и измышления, перемежаясь с другими, иногда реальными фактами, вводятся в контекст, где и служат созданию негативного образа представителей той или иной нации или религии, приписывают им враждебность, способствуют созданию атмосферы национальной или религиозной нетерпимости. Недобросовестность сообщений может свидетельствовать о сознательном (умышленном) манипулировании информацией, поэтому часто возникают вопросы о правильности приведенных автором сведений, достоверности использованных им источников, подлинности цитат, обоснованности авторских утверждений и суждений по существу.
Культурологическая экспертиза или исследование назначается в том случае, если вопросы подлинности приведенных фактов и достоверности сообщений лежат за пределами психолингвистического анализа и относятся к компетентности других специалистов: историков, религиоведов, экономистов, политологов, генетиков, антропологов, этнологов и др. Таких специалистов следует привлекать для проведения комплексных экспертиз наряду с социальным психологом. Вопросы должны быть сформулированы так, чтобы каждый из них имел четкое задание в пределах своей компетенции. Им могут быть заданы следующие вопросы:
Соответствуют ли данным современной науки (истории, религиоведения, антропологии, генетики, источниковедения и др.) приведенные в тексте положения?
Являются ли эти положения научно обоснованными, доказанными?
Правильны ли утверждения и выводы, основанные на приведенных в тексте данных (исторических, экономических, политических и др.)?
Свидетельствуют ли представленные материалы о принадлежности их авторов и распространителей к определенным политическим, религиозным, национальным или культурным объединениям, известным своей экстремистской направленностью?
Если проводится комплексная экспертиза, то она распадается на ряд специальных объектов, самостоятельно исследуемых каждым из специалистов. Такая экспертиза не может быть назначена одним общим постановлением, так как должна состоять из нескольких исследований и завершаться либо составлением нескольких заключений, либо общим заключением. При этом каждый эксперт, в пределах компетенции, подписывает только часть исследования и свои выводы, за которые по закону несет личную ответственность. При несовпадении мнений экспертов одной и той же специальности совершенно недопустимо составление компромиссных заключений.
В настоящее время в нашей стране не существует специализированного органа по проведению такого рода экспертиз и исследований. Также нет понятия специальных лицензий на подобную деятельность. Поэтому, при решении вопроса о привлечении того или иного специалиста к исследованию следует выяснять его компетентность в перечисленных отраслях знаний. Если речь идет о проведении судебной экспертизы, то вопросы задаются в ходе допроса, если же речь идет об исследовании, то представители и руководители соответствующего правоохранительного органа в инициативном порядке выясняют компетентность специалиста.
Специалистами в области социальной психологии являются научные сотрудники научно-исследовательских учреждений и преподаватели высших учебных заведений, имеющие ученые степени психологических или философских наук. Специалистами в области психолингвистики, владеющими знаниями о лексике и семантике исследуемых фраз, являются сотрудники научно-исследовательских учреждений и преподаватели высших учебных заведений, имеющие ученые степени филологических или философских наук, преимущественно работающие на кафедрах современного русского языка.
Специалистами, способными проводить культурологические экспертизы и исследования, являются научные сотрудники научно-исследовательских учреждений и преподаватели высших учебных заведений по соответствующему профилю, имеющие ученые степени культурологии, искусствоведения, философских, исторических, социологических, политических, географических, психологических, филологических и ряда иных наук.
В приложении 5 представлен образец постановления о назначении лингвистической (культурологической) судебной экспертизы, в приложении 6 представлен образец направления на исследование.